Действительно ли Китай сократит производство стали?

27

Действительно ли Китай сократит производство стали? Обширный сталеплавильный сектор Китая и железорудная промышленность, питающая его, борются с, казалось бы, противоречивым импульсом политики, заключающейся в том, что в этом году он должен производить меньше, даже несмотря на то, что спрос остается высоким на фоне расходов на стимулирование постпандемии.

В 2020 году Китай произвел рекордные 1,05 млрд тонн стали, что помогло довести спотовые цены на железную руду до годового пика в 175,4 USD/т 21 декабря. За год цены выросли на 75%.

Спотовая цена эталонной 62%-ной железной руды, поставляемой в Северный Китай, по оценке агентства Argus, с тех пор упала ниже 160 USD/т.

Хотя рекордное производство стали в Китае сыграло свою роль, мировые поставки железной руды также пострадали от ряда проблем во втором по величине экспортере Бразилии, которая пострадала из-за пандемии коронавируса, закрытия шахт по соображениям безопасности и пожара в прошлом месяце в экспортном терминале.

Крупнейшему экспортеру Австралии удалось сохранить свои поставки на стабильном уровне, но этого оказалось недостаточно, чтобы компенсировать потери поставок из Бразилии и по-прежнему удовлетворять спрос Китая.

Вопрос для участников рынка заключается в том, действительно ли Китай сократит производство стали в 2021 году или же текущие расходы по стимулированию экономики восторжествуют, поскольку власти отдают предпочтение экономическому росту, а не проблемам загрязнения и потребления энергии.

Официальная линия гласит, что в этом году объемы производства стали и выпуска должны снизиться.

Согласно сообщению государственного информационного агентства Синьхуа от 29 декабря, министр промышленности и информационных технологий Сяо Яцин призвал сталеплавильную промышленность «решительно» сократить объем производства и обеспечить снижение объемов производства в годовом исчислении в 2021 году.

Однако отраслевой орган Китайская ассоциация черной металлургии (CISA) ожидает роста спроса на сталь в этом году на фоне благоприятной макроэкономической политики. Чтобы решить эту дилемму относительно того, как сократить выпуск стали и при этом удовлетворить спрос, CISA предлагает в качестве решения импорт.

«Мы можем увеличить импорт первичной стальной продукции, особенно заготовки… чтобы удовлетворить растущий спрос без увеличения производства», – заявил на новой конференции 27 января заместитель председателя CISA Луо Тиецзюнь.

Если Китай ограничит производство стали в 2021 году и увеличит импорт стальной продукции, это создаст интригующую динамику, в результате которой импорт железной руды Китая может незначительно снизиться, а импорт другими производителями вырастет на соответствующую величину.

Если это произойдет, это может означать, что цены на железную руду останутся поддержанными, поскольку рост спроса в остальном мире компенсирует любое сокращение импорта сырья Китаем.

Уже есть некоторые первые признаки восстановления спроса на железную руду за пределами Китая.

Согласно данным отслеживания судов и портам, собранным Refinitiv, в январе мировые морские поставки составили 125,08 млн тонн. Эта цифра, вероятно, будет увеличена, поскольку в оценку будут включены грузы, прибывающие поздно.

Это было больше, чем в декабре, когда поставки составили 122,67 млн тонн, и, хотя все еще немного ниже, чем в ноябре, 125,18 млн тонн, что свидетельствует о восстановлении после уровней, вызванных пандемией, ниже 120 млн тонн в мае и июне прошлого года.

По данным Refinitiv, морской импорт Китая в январе составил 93,05 млн тонн по сравнению с 85,35 млн тонн в декабре. В целом складывается картина, что мировой спрос на железную руду остается стабильным, а Китай пока не продемонстрировал каких-либо значимых признаков сдерживания.

Есть еще некоторые вопросы по поводу поставок из Бразилии, но, вероятно, не так много, как в 2020 году.

Итак, оправдывает ли текущая ситуация цену выше 150 долларов за тонну? История подсказывает, что нет. Несомненно, форвардная кривая для торгуемых в Сингапуре фьючерсов на железную руду в последние недели несколько снизилась, при закрытии шестимесячного контракта на уровне 138,33 USD/т 29 января по сравнению с 146,48 USD/т в начале месяца.

Запасы железной руды в китайских портах, по данным консалтинговой компании SteelHome, выросли на третьей неделе за период, закончившийся 29 января, до 126,2 млн тонн, по сравнению с двухмесячным минимумом в 124,43 млн за неделю до 8 января.

Сказать, что рынок хорошо сбалансирован, – это клише, но в случае железной руды это кажется подходящим описанием, поскольку прогноз зависит от того, покажут ли в ближайшие месяцы Китай замедление производства стали или его заводы по-прежнему работают тяжело.