Грядет европейский стальной кризис?

21

Грядет европейский стальной кризис? Европа в последнее время ошеломлена последовавшими за санкциями многочисленных перебоев с поставками нефти, природного газа и продуктов питания, но теперь они столкнулись с надвигающимся стальным кризисом.
 
Сталь является одним из ключевых товаров современной экономики. От стиральных машин и автомобилей до железных дорог и небоскребов — все они сделаны из стали. Однако Bloomberg предупредил, что сталь вскоре может стать роскошью после того, как украинский кризис начал распространяться по всей Европе.
 
В условиях нехватки предложения цены на сталь нажали «двойной» переключатель. В случае среднего автомобиля сталь составляет 60% от его общего веса, а стоимость необходимой для него стали выросла с 400 евро за тонну в начале 2019 года до 1250 евро за тонну, показывают данные worldsteel.
 
В частности, стоимость арматуры в Европе подскочила до рекордных 1140 евро за тонну на прошлой неделе, что на 150% больше, чем в конце 2019 года и почти на 250% выше по сравнению с периодом до пандемии.
 
Одной из причин резкого роста цен на сталь в Европе являются санкции, введенные в отношении некоторых производителей стали из России, в том числе в отношении олигархов, владеющих контрольным пакетом акций российской сталеплавильной промышленности, третьего по величине экспортера стали в мире и восьмого в Украине.
 
Колин Ричардсон, директор по стали в агентстве ценовой отчетности Argus, считает, что на Россию и Украину вместе приходится около трети импорта стали ЕС и почти 10% спроса европейских стран. А с точки зрения европейского импорта арматуры на Россию, Беларусь и Украину может приходиться 60%, и они также занимают большую долю рынка слябов (крупного стального полуфабриката).
 
Кроме того, стальная дилемма в Европе заключается в том, что около 40% стали в Европе производится в электродуговых печах или на небольших сталелитейных заводах, которые используют много электроэнергии для преобразования железного лома по сравнению с железом и углем для производства стали. Расплавить и выковать новую сталь. Такой подход делает малые сталелитейные заводы более экологичными, но в то же время приводит к фатальному недостатку, а именно к высокому энергопотреблению.
 
Больше всего Европе не хватает энергии. Ранее в этом месяце европейские цены на электроэнергию ненадолго превысили максимальную отметку в 500 евро за мегаватт-час, что примерно в 10 раз больше, чем до украинского кризиса. Рост цен на электроэнергию вынудил многие мелкие сталеплавильные заводы закрыть или сократить объемы производства, работая на полную мощность только по ночам, когда цены на электроэнергию дешевле, и эта сцена разыгрывается от Испании до Германии.
 
Цены на сталь могут подняться в панике, что усугубит и без того высокий уровень инфляции. В настоящее время промышленность опасается, что цены на сталь могут резко вырасти, возможно, еще на 40% до примерно 2000 евро за тонну, прежде чем спрос замедлится.
 
Руководители сталеплавильных компаний заявили, что существует потенциальный риск поставок арматуры, если цены на электроэнергию продолжат расти, что может привести к закрытию большего количества небольших европейских заводов, что может вызвать панические закупки и привести к дальнейшему росту цен на сталь.
 
А для центрального банка рост цен на сталь может усугубить высокую инфляцию. Этим летом европейским правительствам, возможно, придется столкнуться с риском роста цен на сталь и потенциального дефицита предложения. Арматура, которая в основном используется для укрепления бетона, скоро может оказаться в дефиците.
 
Так что сейчас происходит то, что Европе, возможно, нужно быстро проснуться. В конце концов, судя по прошлому опыту, напряженность в цепочке поставок распространяется быстрее, чем ожидалось, и ее влияние оказывается намного сильнее, чем ожидалось, плюс лишь немногие товары могут иметь такое же важное значение, как сталь, для многих важных отраслей.