Китай снова стал активным на экспортном рынке после перерыва с упором на готовый плоский и сортовой прокат. Подтверждая эту тенденцию, торговый источник сказал: «Китайские экспортные ассигнования увеличились. Что касается г/к рулонной стали, Китай довольно активен.».
Можно напомнить, что Китай, крупнейший экспортер стали в мире, в течение некоторого времени не проявлял активности на зарубежных рынках, при этом объемы фактически неуклонно снижались с уровня 6,46 млн тонн в июне 2021 года до 4,36 млн тонн в ноябре 2021 года, а затем резко выросли чуть выше 5 млн в декабре 2021 года.
Ранее в 2021 году объемы экспорта в марте-апреле достигали даже 7,5-8 млн тонн. Тем не менее, сохраняя свои строгие цели по выбросам углерода к 2030 году и к 2060 году с нулевым уровнем выбросов, Китай быстро вмешался, чтобы ограничить объемы производства стали в 2021 году до уровней 2020 года за счет принудительного сокращения производства. В рамках этой стратегии страна отменила 13%-ную экспортную скидку на 146 продуктов с мая прошлого года, чтобы воспрепятствовать экспорту и оставить свою сталь для внутреннего использования с новым акцентом на экспорт с добавленной стоимостью.
Факторы, поддерживающие повторный вход:
Внутреннее производство высокое, спрос слабый. Внутренний спрос в Китае по-прежнему слаб, но производство растет, что вынуждает заводы направлять значительную часть производства на экспорт. По данным Китайской ассоциации черной металлургии, в конце февраля среднесуточная выплавка нерафинированной стали ключевыми металлургическими предприятиями составила 2,077 млн тонн. Во второй половине февраля среднесуточная выплавка стали ключевыми металлургическими предприятиями составила 2,091 млн тонн, увеличившись на 15,57% м/м и снизившись на 12,62% г/г.
С другой стороны, спрос был слабым после новогодних праздников. Более того, строительный сектор страны, на который приходится около 50% спроса на сталь, все еще испытывает трудности. Девелоперы начали январь со слабых продаж. Китаю не удалось реактивировать сектор недвижимости после краха Evergrande в прошлом году, несмотря на то, что он вложил 100 млрд долларов в развитие инфраструктуры.
Рыночная привлекательность. Сейчас Китай ориентирован на Юго-Восточную Азию, Турцию, Египет и Саудовскую Аравию. Причина в том, что «рыночные цены привлекательны, а новый финансовый год только начался. Так что угрозы действий правительства против экспорта пока нет», — сказал надежный источник. Покупатели также находят предложения Китая удобными, поскольку предложения из других стран сравнительно выше. Следовательно, за последнюю неделю Китай смог сделать заказы специально для Юго-Восточной Азии, после чего он еще больше поднял свои экспортные предложения по горячекатаному прокату на 30-40 USD/т.
Почему Китай не является выбором ЕС?
Однако Китай еще не продал ни одной партии стали в Евросоюз. В любом случае, он традиционно не является крупным продавцом в страны Европы, поскольку у последнего есть квоты на каждую страну, откуда он импортирует, и Китай не является исключением. В 2021 году общий объем продаж Китая в ЕС составил всего 3,02 млн тонн, что на 37% больше, чем в прошлом году. Конечно, Китай может экспортировать в ЕС, если покупатели там готовы оплатить 25% защитную пошлину. Однако с точки зрения логистики ЕС было бы дешевле и выгоднее покупать в Юго-Восточной Азии или даже в Индии. «Время доставки будет на 20-25 дней больше, если оно будет доставлено из Китая, по сравнению, скажем, с Россией или Украиной», — заметил источник.
Кроме того, в условиях такой неопределенности, когда Россия ведет военную спецоперацию, покупатели в настоящее время не желают заниматься долгосрочными контрактами, а ищут “быстрые грузы”. «Покупатели на данном этапе не возражают платить больше, если срок доставки меньше. Таким образом, некоторые регионы активно покупают в Китае», — сказал источник. Более того, «Китай не может перенаправить сталь через Юго-Восточную Азию в Европу, поскольку последняя не позволяет этого», — добавил источник.
Перспективы:
Хотя Китай сознательно принял политику экспорта только стали с добавленной стоимостью, рыночные ожидания заключаются в том, что заводы будут иметь присутствие и в товарных сортах, чтобы поддерживать баланс.
Индийские заводы теперь могут стать очень активными в продажах в Европу. Поскольку Юго-Восточная Азия, Турция, Египет и Саудовская Аравия активно покупают у Китая, индийские заводы, которые раньше поставляли в эти страны, теперь будут перенаправлять объемы в ЕС.
Индийские заводы не имеют твердых предложений для Вьетнама или Турции, а только для ЕС по цене 1060 USD/т CFR, а более новые предложения колеблются в диапазоне 1080-1100 USD/т CFR.