Морская торговля сталью увеличилась в 2021 году, но российско-украинский конфликт может внести в нее свои коррективы в 2022 году

26

Морская торговля сталью увеличилась в 2021 году, но российско-украинский конфликт может внести в нее свои коррективы в 2022 году Общий объем мировой морской торговли сталью (включая плоский, сортовой прокат и полуфабрикат) в 2020 году, согласно данным WSA, составил около 400 млн тонн. Ожидается, что объем в 2021 году, который все еще не опубликован ассоциацией, вырастет на 5-7% до 420-430 млн тонн (по оценке).

Топ экспортеров.

В 2021 году, несмотря на отмену экспортных скидок и ограничение производства, Китай был крупнейшим экспортером с 66,91 млн тонн, что на 25% больше, чем 53,67 млн ​​тонн в 2020 году. Россия занимает третье место с 30,29 млн тонн, что на 13% больше, чем в предыдущем году. Данные также показывают, что среди 20 крупнейших мировых экспортеров, за исключением Южной Кореи, Бельгии и Нидерландов, объемы экспорта всех стран увеличились в годовом исчислении.

Топ импортеров. 

В 2021 году крупнейшим импортером стали были страны ЕС с объемом 34 млн тонн, что на 4% больше, чем в прошлом году. Однако этот объем не включает внутриевропейскую торговлю, а включает только морскую составляющую. США также являются крупнейшим импортером стали с объемом 25,31 млн тонн, что на 52% больше, чем в 2020 году. Китай оказался на восьмом месте с падением 31% в годовом исчислении до 11,97 млн ​​тонн в 2021 году, поскольку его цели по выбросам углерода и энергетический кризис ограничили производство. За исключением Китая и Вьетнама, остальные 20 ведущих стран продемонстрировали рост импорта в годовом исчислении, поскольку они перешли в режим выздоровления экономики после пандемии.

Морская торговля сталью увеличилась в 2021 году, но российско-украинский конфликт может внести в нее свои коррективы в 2022 году

Влияние российско-украинского конфликта на торговые потоки.

Статус-кво между Россией и Китаем. Этот торговый поток не сильно пострадает, поскольку Китай выберет срединный путь в своем ответе на военную операцию России в Украине, возможно, из-за экономических соображений. Несмотря на то, что Китай особо не покупает готовую сталь в России, он входит в четверку крупнейших покупателей металлолома и феррохрома и занимает второе место среди закупщиков энергетического и коксующегося угля в России.

Влияние ЕС. ЕС является крупнейшим в мире импортером стали. Большая часть импорта приходится на страны СНГ, особенно Россию и Украину. ЕС-28 является крупнейшим покупателем в России готовой стали, металлолома, ферросплавов, коксующегося и энергетического угля. Однако санкции западных стран в отношении России могут нарушить поток ЕС и перенаправить эти объемы в азиатские страны. Ведь Россия является третьим по величине экспортером стали в мире после Китая и Японии. И Россия и Украина вместе контролируют почти 45 млн тонн стали или 10% от почти 400 млн тонн общей мировой морской торговли. Но санкции ЕС и США заблокируют этот канал. России, даже если она сократит производство, теперь придется искать альтернативные рынки для перенаправления 9 млн тонн “лишней” готовой стали, которую она продавала в ЕС, в другие регионы, в основном в Юго-Восточную Азию и Северную Азию.

Большая азиатская игра. Азиатские страны пока не поднимали шума по поводу санкций против России. Но торговые круги говорят, что среди европейских заводов и конечных потребителей царит чувство паники. В Индию уже поступают запросы на окатыши, и скоро их объем увеличится и будет включать готовую сталь. ЕС действует через систему квот, а ежеквартальное квоты Индии составляют около 0,5 млн тонн, нарушение которого влечет за собой 25%-ую защитную пошлину. Однако источники указывают, что покупатели из ЕС срочно ищут возможность бронировать азиатские грузы, в том числе из Индии и даже стран, не входящих в квоты.

Перестройка логистики. Вероятно, произойдет серьезная перестройка движения судов. Время доставки российской стали в страны Азии будет больше по сравнению с Европой, и, следовательно, фрахт увеличится. Помимо этого, рост цен на сырую нефть до семилетнего максимума означает новый скачок стоимости доставки.

Перспективы. 

Нет ясности в том, как изменится модель торговли даже в краткосрочной перспективе. Согласно последним сообщениям, российские ракетные удары останавливают украинские сталеплавильные заводы, порты и железнодорожные перевозки, что серьезно нарушит поставки в ЕС.