Недавнее повышение железнодорожных тарифов может отрицательно сказаться на украинских производителях ферросплавов

29

Недавнее повышение железнодорожных тарифов может отрицательно сказаться на украинских производителях ферросплавов ПАО «Украинская железная дорога» (АО “Укрзализныця”), украинский государственный железнодорожный оператор, намерен с 1 февраля 2019 года повысить железнодорожные тарифы на 16,6%, а затем ещё три раза (в мае, августе и ноябре) на 2,5%. Помимо этого, компания введет стандартизацию классификации грузов, что приведет к увеличению транспортных расходов на некоторые товары. Согласно новому приказу Министерства инфраструктуры Украины, с 1 января текущего года марганцевая руда попадет во II тарифный класс (в предыдущем году – I тарифный класс).

По оценкам Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА), повышение  ж/д тарифов приведет к увеличению транспортных расходов на импортируемую марганцевую руду на Никопольском заводе ферросплавов (+25,5%), а также на местную Mn руду (+11,5%), шлак (+ 14,7%). В результате, общие транспортные расходы за месяц возрастут на 8,4 млн грн (300 тыс. $ с учетом НДС) или на 100 млн грн (3,6 млн $) в год. Транспортные расходы для Запорожского завода ферросплавов увеличатся до 3,5 млн грн (126,9 тыс. $). УкрФА считает, что такой значительный рост цен приведет к повышению стоимости основных видов продукции и снижению рентабельности ферросплавных заводов.

Учитывая, что марганцевая руда является основным стратегическим ресурсом Никопольского завода ферросплавов (потребление более 2,2 млн тонн в год), такие изменения поставят под угрозу экономическое положение предприятия и ослабят его позиции на мировом рынке ферросплавов. Не исключено, что изменения могут привести к остановке завода.

УкрФА также отмечает, что производители ферросплавов не удовлетворены качеством услуг Укрзализныци. Если добавить скрытые факторы, простои и несвоевременную поставку вагонов, то, что «Укрзализныця» не несет ответственности за защиту грузов, ремонт вагонов производителями, грохот пустых эшелонов, то у нас будет как минимум 40% дополнительных затрат на основной продукт.

Также для ферросплавных заводов ситуация усугубляется новыми правилами расчета тарифов на электроэнергию, вступившими в силу с 1 января, которые предусматривают предоплату за поставки. Исполнительный директор УкрФА Сергей Кудрявцев считает, что этот авансовый платеж сводит на нет все программы заработной платы и другие текущие платежи. Если раньше  электроэнергию оплачивали после поставки, то теперь предприятия должны внести предоплату, согласно оценкам ДП “Енергоринок”.