Будучи портом мирового значения, порт Антверпен регулярно сталкивается с последствиями геополитических движений. Этот конфликт привел к ряду европейских санкций против России. Чтобы отслеживать влияние кризиса в порту и за его пределами, порт Антверпен а поддерживает тесный контакт с клиентами и компетентными органами.
Сейчас администрация порта Антверпена не имеет права проводить независимую политику в ответ на конфликт. Например, администрация порта не может налагать ограничения на компании или суда. Администрация порта реализует политику бельгийских и европейских властей.
Таким образом, запрещен экспорт большого количества товаров, в том числе товаров, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях («двойного назначения»). Контейнерные грузы, направляющиеся в Россию, подлежат дополнительному таможенному контролю. Дополнительную информацию можно найти здесь (на голландском языке). Кроме того, в настоящее время нет запрета на плавание судов под российским флагом или принадлежащих России.
Тем не менее, на основании правил Европейского Союза составлена дорожная карта по запрету захода судов под российским флагом в бельгийские порты. Эта дорожная карта была реализована начиная с 17 апреля. Правила были составлены министрами Северного моря и иностранных дел, морской полицией, обороной, таможней, Департаментом мобильности и общественных работ и DG Shipping.
Морской информационный перекресток (МИК) получает список российских судов, заходящих в бельгийский порт, и внимательно следит за этим судном. Разрешение, данное судну, действительно только для корабля, бельгийского порта, точного времени и товаров, указанных в разрешении.
Портовые власти несут ответственность за последующие действия. Для каждого из разрешенных российских судов, прибывающих в порт, портовые власти должны повторно запросить подтверждение разрешенного груза.
Товары, которые могут быть доставлены в европейские порты, — это природный газ, нефть, уголь и другие виды твердого ископаемого топлива, все фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты (например, пшеница), удобрения и гуманитарная помощь. Эти правила будут действовать до 10 августа 2022 года.
Тем не менее, у порта нет крупных морских грузопотоков с Украиной. Россия, с другой стороны, была пятым по важности торговым партнером в 2021 году с грузооборотом 11,6 млн тонн (3,16 млн тонн исходящих и 8,5 млн тонн ввозимых). Это включало следующие категории: контейнеры – 5,3 млн тонн (в основном пластик, древесина, химикаты, автомобильные запчасти и бумага), наливные грузы – 4,8 млн тонн (в основном нефть, дизельное топливо и мазут), сухие грузы – 700 000 тонн (в основном удобрения и уголь), обычные насыпные – 650 000 тонн (в основном импорт стали).